Возникновение монастырских библиотек

«Для продолжения, углубления образования, для самообразования служили библиотеки», – писал академик Греков. «Они введены были в русские монастыри с монастырским уставом. Те библиотеки находились в ведении брата-библиотекаря. И братия по его распоряжениям являлась в определенные часы для прочтения книг». Таким образом на территории страны стали возникать монастырские библиотеки. Характерной особенностью их стало объединение функций создания, хранения, использования книги. Библиотека тогда сочетала элементы просветительского учреждения, книжного склада, книжной мастерской. В монастырских библиотеках изготавливались летописи, переписывались, переводились книги, а также организовывалось хранение их и распространение. Например, в Соловецком монастыре для библиотеки выстроили каменное здание. А на должность монастырского книгохранителя назначался, как правило, образованный монах. Основной его задачей являлось именно бережное хранение рукописей и книг, их выдача для чтения. Нужно сказать, этими библиотеками пользовались даже те лица, что находились за пределами монастыря.

В некоторых библиотеках, по-видимому, наряду с церковной канонической, то есть «истинной» книгой, находились апокрифические, то есть «ложные» или «отречённые» сочинения, с их распространением боролись христианские церкви. Значительное место в фонде древнерусских библиотек заняла древнерусская оригинальная литература и летописные своды, некоторые государственные документы и юридические памятники. И среди таковых, в первую очередь, нужно назвать: "Слово о законе, благодати" Иллариона и "Поучение Мономаха", а также "Сказание о Борисе и о Глебе" и поучения Ф. Печорского, проповеди епископа Жидяти.






Mirbib © 2024 Все права защищены.

Mirbib.ru
Связь с администратором: mirbib@yandex.ru