Феномену кулинарии в европейской истории посвящена большая выставка в Национальной библиотеке Австрии. На выставке в парадном зале библиотеки обошлись без современной визуальной культуры. Здесь ограничились рукописными книгами Средневековья с их фантастической красоты миниатюрами, печатными изданиями последующих веков, гравюрами и фотографиями. Самый старый экспонат датирован 1400 годом - это поваренная книга венского монастыря Доротеи. Даже профессиональных поваров до сих пор поражает буйство фантазии, проявленное при составлении иных рецептов. Многие из них предназначались, правда, не для услады человеческих чувств, но для медицинских целей. Как выясняется, здоровая пища волновала едоков задолго до появления «раздельного питания» и «кремлевских диет». Как высказался один из самых язвительных мыслителей XVIII века Бенджамин Франклин, «с тех пор, как появилась кулинария, человечество стало есть вдвое больше, чем это требуется природе». В Вене рассказывают, например, о бурных дебатах, сопровождавших появление в Европе кофе. К середине XVII века его стали пить повсюду. Причем итальянский врач Антонио Фаусео Наиурони уверял в своей книге, опубликованной в Риме в 1671 году, что кофе обладает просто чудодейственными свойствами. Он спасает от всего - от подагры, мочекаменной болезни, головных болей, кашля, катара, запора, истерии и ревматизма. Еще до открытия кофеина в 1820 году (его обнаружил Фердинанд Рунге) по Европе открывались кофейни - в Гамбурге в 1677 году, в Вене в 1685-м, далее везде. О тех временах напоминает книга Даниеля Дункана «Об употреблении горячих блюд и напитков», изданная в Лейпциге в 1707 году. Темой гравюры, сопровождавшей титульный лист, стало: «Упьемся прямо сейчас до смерти, и так оно произойдет согласно моде». Вместе с кофе в моду вошли шоколад и чай. Последний был особенно дорог, уступая в цене лишь шоколаду. Его везли с Дальнего Востока, причем зеленый чай был более распространен, чем черный. Бедный люд мог себе его позволить лишь в пору тяжелого недуга, как последнее средство от болезни. Да и богачи относились к нему, скорее, как к роскоши. Выставка производит впечатление настоящей энциклопедии, как то и положено проекту библиотеки, да еще и национальной. Искусство приправ и смысл консервов, борьба разума (диеты) со стремлением к гедонизму (чтобы повкуснее!), медицинский и религиозный контроль над потреблением пищи (система постов существует практически во всех религиях мира). Предметом исследования у венцев стали: антураж самой кухни, эволюция ее обстановки, и такой феномен, как регулярное превращение места варки в место преступления. Кулинария и яды - две вещи нераздельные.