Создание В свое время хасидские раввины собрали коллекцию книг и рукописей на древнееврейском языке. Именно они возглавляли с конца восемнадцатого века движение с религиозной подоплекой под названием «Хабад», которое существовало в месте Любавичи (территория современной Смоленской области). Названное выше место было центром одной из ветвей хасидизма. То, что собрали раввины, впоследствии стали именовать Библиотекой Шнеерсона. Основание библиотеки произошло еще в начале прошлого века. Она получила название по фамилии основателя – И. И. Шнеерсона, который был главой общины любавических хасидов и по совместительству раввином. Поначалу фонды – коллекция, которую собирали с 1772 г. Потомки постоянно пополняли собрание. Сегодня у библиотеки следующие фонды: 12 тыс. книг, 50 тыс. редчайших документов (например, 381 манускрипт). Сами хасиды признали библиотеку святыней религиозного характера. Они ценили философские трактаты, написанные от руки и датируемые восемнадцатым веком. Также сохранились работы М. Менделя (Ц. Цедек в простонародье). История библиотеки в России 1915 г. – переезд И. Шнеерсона вместе с окружением в Ростов-на-Дону. Грянула Первая мировая война. Сразу после приезда в новый город он принял решение о сдаче части библиотеки на хранение в столицу РФ. В качестве места хранения был выбран книжный склад Персица и Полякова. Спустя три года произошла национализация всех хранимых книг. Был выпущен декрет о научных фондах РСФСР. В соответствие с ним произошла передача книг в Румянцевскую библиотеку, которая впоследствии превратилась в Государственную им. В. И. Ленина. 1927 г. основатель библиотеки вспомнил о другой части, оставленной в Любавичах. Она оказалась сначала в Риге, а спустя несколько лет в Польше. Сам мужчина эмигрировал в США, но не сумел забрать с собой важные рукописи и другие материалы. Архив же оказался в руках немецких оккупационных властей, которые недолго думая, перевезли его в Германию. Потом произошло крушение Третьего рейха, и русские забрали все себе, транспортировали в столицу РФ, откуда передали в Центральный гос. архив Красной армии. Годы революции и Гражданской войны остались позади, но прежние владельцы не возжелали вернуть себе все. Книги, которые не были даже распакованными, - бесхозное хозяйство. Не сожгли его, а передали в библиотеку. Его признали культурным наследием русского государства. В заключение Россияне исследовали состав коллекции. Они наткнулись на ряд дублетных экземпляров. Около семидесяти книг передали еврейской общине в Москве, а все остальное выставляли в разных библиотеках. Хасиды просили вернуть им все книги и манускрипты. Но окончательное решение по этому поводу, так до сих пор и не приняли, несмотря на суды.